Насколько зависит Ваш бизнес от человеческих факторов? Как упростить себе задачу в подборе персонала, и сэкономить деньги?
Интерес к тому, что принципиально отличает успешного сотрудника от его менее успешного коллеги возник давно, учёные посвящают этой теме множество исследований. В конце прошлого века в научном обиходе появилось понятие эмоционального интеллекта, проливающее свет на указанный вопрос. В настоящее время данная тема получила широкое распространение в разных сферах бизнеса.
Под эмоциональным интеллектом понимается способность человека понимать и контролировать собственные эмоции и эмоции других людей с тем, чтобы использовать полученную информацию для достижения собственных целей.
В качестве иллюстрации того, как эмоциональный интеллект влияет на успехи в бизнесе, приведём результаты некоторых исследований (из материалов сайта www.eiconsortium.org).
Исследования эмоционального интеллекта руководителей
- Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании были оценены по 20 компетенциям, 17 из которых являлись компонентами эмоционального интеллекта. Те руководители, чей результат превысил средние показатели коллег, принесли компании годовой доход на 139 % выше по сравнению с другими (Boyatzis, 1999).
- Исследование разницы в компетенциях лучших и средних сотрудников (на примере специалистов и менеджеров по продажам), проведенное в более, чем 200 компаниях, выявило, что 2/3 отличий связаны с эмоциональным интеллектом. Оставшаяся треть приходится на технические знания и «общий» интеллект (IQ). При этом у топ-менеджеров доля эмоционального интеллекта составляет 4/5 (Goleman, 1998)!
Исследования эмоционального интеллекта менеджеров по продажам
- Первой компанией, обучившей своих сотрудников эмоциональной компетентности, стала страховая компания American Express. После того, как произошло катастрофическое падение продаж, эксперты выяснили, что причиной являются эмоции потенциальных покупателей и финансовых консультантов. Учёные определили, какие качества отличают наиболее успешных консультантов – способность посмотреть на ситуацию глазами клиента, что позволяет им установить доверительные отношения с клиентами, управление собственными эмоциями в ситуациях неудачи. Проведённое обучение сотрудников эмоциональной компетентности повысило эффективность работы 90 % консультантов.
- Компания L’Oreal включила в систему найма менеджеров по продажам отбор кандидатов по эмоциональным компетенциям. В среднем, менеджеры, отобранные по новой системе, принесли в компанию на сто тысяч долларов больше, к тому же текучесть этих сотрудников в течение первого года работы была меньше на 63 %.
Эмоциональный интеллект при найме сотрудников
- ВВС экономит 3 миллиона долларов ежегодно за счёт подбора рекрутеров с высоким уровнем эмоционального интеллекта. В компании обнаружили, что учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, они увеличили свою способность прогнозировать успешность будущих сотрудников почти в три раза.
- Компания-производитель напитков в течение двух лет увольняла половину руководителей подразделений из-за их низкой эффективности. Начав подбирать руководителей на основе компетенций эмоционального интеллекта, компания за два года уволила всего 6 %. Новые лидеры подразделений перевыполняли план на 15-20 %, а 87 % новых руководителей регулярно получали премии за эффективную работу.
Можно ли развить эмоциональную компетентность? Безусловно, можно. Это длительный процесс накопления опыта взаимодействия с другими людьми, который может длиться не день, и не неделю. Для того, чтобы ускорить развитие эмоциональной компетентности и изменить сложившиеся способы поведения, необходима серьёзная внутренняя работа и комплексный подход, включающий и тренинги, и индивидуальную работу.